Молитва отца Дмитрия Сизоненко

Отец, научи меня стучать. Я замкнулся в себе, я упрямо стою с другой стороны двери.
Кажется, я лишь смутно припоминаю, что есть еще и другая. Кажется. я уже не способен и вообще не уверен в своем желании оказаться там. Куда легче оставаться с этой стороны.
Конечно же, я хотел бы стучать изо вех сил, я хотел бы раздирать свои одежды, беспощадно бичевать себя и, не обращая внимания на Тебя, публично обвинять себя в непостоянстве усилий и неисполнении долга. Но моя надежда на то, что эта дверь однажды отворится, почти умерла. Пожалуй, я этого бы и не желал вовсе.
Как трудно научиться стучать, Господи! Стучать — значит взывать к другому, надеяться, ждать, внутренне стараться соответствовать лучшему. Господи, я ни на что не способен.
Вместо того, чтобы лелеять мрачные мысли о самом себе, вместо того, чтоб любоваться или выражать недовольство собой, нужно еще научиться просто думать о Другом, о том, что кроме тебя существует еще Другой. Он ждет, прислушивается к малейшему шороху и надеется получить хотя бы робкий знак твоей дружбы. твоей надежды.
Господи, я знаю, дверь уже открыта. И когда я повернусь, чтоб совершить решающий шаг, со слезами, смиренный, кроткий. Когда я повернусь, чтоб тихонечко постучать в нее, как можно мягче, слегка прикоснувшись, чтобы не оскорбить Твой чуткий слух. Чтобы это был знак, а не просто шум, я увижу, что дверь открыта. Я распахну ее одним пальцем, но при этом задержусь ненадолго, чтоб не отворять слишком быстро, чтоб внутренне успеть приготовиться к долгожданной встрече с Тем, которому гораздо больше не терпелось ее открыть, чем мне — войти. Тогда я пойму, что был не готов, и что дары, о которых я прежде Тебя так просил, мне были совершенно не нужны.
Я отказался от них еще в тот момент, когда упрекал Тебя за то, что Ты мне ничего не даешь.
Господи, научи меня стучать. Научи меня понимать, что не мне Тебя учить открывать двери.
Господи, ведь это я затворял их. У стольких дверей я терял голову, когда в беспамятстве прятался от Тебя. Научи меня успокоить сердце. Научи меня хотя бы на мгновение притаиться в тишине, просто дышать, слушать, очнуться от всех этих ужасных кошмаров в Твоих объятьях.
Господи, я не стучу только потому, что Ты милостив!
Господи, это Ты стучишь?
Ну что же я так медлю Тебе открыть?

 

Дорогие братья и сестры,
В сегодняшнем Евангелии мы услышали, как Господь в окружении учеников выходит из храма и видит слепого. Вид человеческих страданий нам всегда бросает вызов.

Сегодня мы видим в Евангелии, как это часто происходит с благонамеренными людьми, чтобы избавить себя от неудобства, начинаются спекуляции. Ученики задают псевдо-богословский, банальный, праздный вопрос. Кто согрешил? Кто виноват? Как будто для решения проблемы нужно прежде всего найти виновного. Но обнаружение и наказание виновного не решит проблему, не спасет этого человека.

Наш Спаситель сразу же пресекает спекуляции на тему греха и болезни. «Кто согрешил, по чьей вине он родился слепым? Кто виноват?» — «Никто». Нет никакой связи между грехом как богословской реальностью и болезнью, которая существует в природе вещей. Нет никакого смысла искать виноватых. Больной – не виновник, он – жертва. И на этом праздная дискуссия закрыта. Между слепотой и грехом есть другая связь, которая нам станет очевидной в конце повествования. (В результате разбирательства, «суда», стороны меняются местами. Грех – на тех, кто считают себя «зрячими»).

Вместо слов Господь действует.

Для Него настал момент совершить то, ради чего Он пришел в мир — исцелить и спасти погибшее. Слепота не следствие греха, слепота – причина исцеления.

Для слепого настал момент увидеть сияние славы Божией. Вот «ради чего» была эта болезнь.

Этот слепорожденный очень похож на каждого из нас. Зрение — чувство, и у каждого из нас есть проблемы с чувствами, с восприятием мира. Что-то в нас омертвело, притупилось, надломлено. Атрофировались чувства, которые позволили бы нам вместить… Кроме того, мы все, как и этот слепой, нуждаемся в утешении. Поэтому попытаемся прожить вместе с этим человеком чудо его и нашего исцеления.

У него есть свое представление о Боге, свой образ Бога (после первой встречи он говорит «это пророк», поэтому необходима вторая встреча, которая завершает собой исцеление – прозревший исповедует Сына Человеческого, он видит Бога).

Ему хорошо известна непреложная истина: невозможно увидеть Бога и не умереть. Никто не может видеть Бога Святого, Вседержителя, Бессмертного и остаться в живых.

Как действует Господь.

— Проходит мимо и видит.

— Он совершает жест, очень простой и хорошо понятный слепому. Слепые в совершенстве владеют языком прикосновений. Он смешивает землю со слюной, Он ласково прикасается к векам слепого, помазывая этой смесью глаза, и посылает умыться у Силоамской купели.

(Адама-земля + слюна = Таинство. См.ниже)

«Настал момент прозреть! Слепорожденный, беги, не останавливайся ни с кем по дороге, не обращай внимания на мальчишек, которые будут смеяться над «дважды слепым», над чудаком, у которого глаза обмазаны грязью. Не оборачивайся, слепорожденный, за тобой пойдет неисчислимое множество оглашенных, катехуменов всех времен и народов, которые, как и ты, устремляются к купальне обновления и новой жизни, к купели Крещения. Опусти свои руки в источник Силоам, умой лицо, умойся весь и кричи от радости, дни печали исполнились, прошлое прошло. Твоя ночь становится прозрачной как при пробуждении зари. Мрак рассеивается, сегодня твои глаза увидят свет, сегодня на сетчатке твоих глаз оставит свой след все богатство красок и оттенков света, сотворенный мир предстает пред тобой как праздник, как витражи храма, наполненного музыкой света в солнечный полдень.

Что ты видишь, слепорожденный, сейчас? Ты видишь великолепие храма, красоту холмов, сияние Святой Земли.

Ты видишь также каменные лица тех, кто отвергает Христа, фарисеев, которые упорно отказываются увидеть в Нем свет мира. Ты видишь малодушие на лицах твоих родителей, которые уклоняются от свидетельства о чуде ради чего? Ради привычного местечка на скамье в синагоге.

Из твоей слепоты ты сохранил одно преимущество, способность безошибочно узнавать человека по голосу. Ты слышишь голос, ты различаешь Слово. Ты слышишь голос, который тебе подарил способность видеть, и ты узнаешь его Лик. Кричи от ликования, слепой!

Нет, подожди. Чему ты нас научишь, прозревший?

Сегодня этот слепорожденный обрел зрение и ему есть, что сказать. Научи нас тому, что Бог – это Свет, и что в Нем нет никакой тьмы, что ночь пред Его лицом светла как день. Научи нас тому, что слава Божия, это человек прозревший, потому что истинная жизнь — это видеть Бога. Научи нас, что Отец послал Сына в мир для того, чтобы открыть глаза слепым, чтобы мы ходили как дети света.

Что сделал с тобой Христос?

Он взял твою человечность, взятую от земли – Адама. Он смешал ее с Божественным Словом. С Божественным Глаголом, которым из хаоса небытия был создан мир.

Это как таинство, это как вода, вино, хлеб, оливковое масло… Любовь жениха и невесты… Богу настолько дорог этот мир, дорог человек, что Он скрепляет их союз любви своим Словом.

Итак, какие последствия это имеет для нас сегодня? Если вы верите в Сына Человеческого, тогда сотворенный мир предстанет вашему взору облеченным в первозданную красоту. Если вы внутренне свободны, духовно бедны, вам будет дано всё. Все творение принадлежит нам в той мере, в какой мы способны его вместить, выйти Ему навстречу.

 

«Мой Возлюбленный подарил мне горы,
И пустынные лесистые долины,
Незнакомые изумительные острова,
Реки и громогласные водопады,
Дуновение ветра, который приносит любовь.

Прозрачную ночь
В момент пробуждения зари,
Безмолвную музыку,
Звучное одиночество,
Вечерний покой, восстанавливающий силы души
и укрепляющий, пробуждающий любовь.
Он проходил мимо
и все это вновь облек в Свою красоту»

(Иоанн Креста. Диалог души с Женихом. Станцы.)

 

Сквозь очертания окружающего мира вы различаете красоту Сына Человеческого, который принял нашу человеческую плоть, чтобы воссоздать в первозданной красоте все творение. И вы сами станете светом, в самом простом и быть может самом удивительном – в повседневной жизни, у себя дома, в кругу родных и друзей, в окружающем вас мире.

Это как человечество, наполненное светом Бога, как витражи при ярком сиянии солнца. Это преображенное человечество со своими отблесками, гармонией света — прообраз нового мира, нового творения.

Евхаристия – как магический кристалл, в гранях которого соединяются лучи света. В ней сфокусированы лучи света, соединяются воедино мир, который жаждет света, и Бог, который являет Себя как Свет мира.